ИЗ АНГЛИИ - С ЛЮБОВЬЮ «Эра DVD» декабрь 2004 г

                                 

 

Сотрудники нашего журнала путешествуют, увы, нечасто. Нет, речь, разумеется, не о поездках на отдых, скажем, в Турцию или Египет, - подобной «заграницей», где публики, говорящей по-русски, больше, чем какой-либо другой, сейчас едва ли кого удивишь, - но о рабочих командировках. А вот представители компаний-дилеров либо фирм, выпускающих технику под зарегистрированными в России торговыми марками, напротив, нередко выезжают далеко за пределы страны - либо с целью ознакомиться с продукцией партнера, либо для проведения деловых переговоров, либо для участия в какой-нибудь крупной выставке. География маршрутов в данном случае весьма обширна, от Юго-Восточной Азии до Северной Америки.
Наверное, для многих бизнесменов такие вояжи давно уже стали чем-то обыденным, привычным. Но не для нас. И поэтому приглашение фирмы «Джей-Арт», представляющей на российском рынке такие известные знатокам домашнего кинотеатра и Hi-Fi бренды, как QED, Systemline и MusiQ, посетить Великобританию и поучаствовать в осмотре предприятий, входящих в Armour Group PLC, а также в тренинг-семинаре, предназначенном для дилеров, было принято с радостью и надеждой, что оно принесет пользу и нашим читателям...

Когда произносишь заветное слово «Англия», сразу на ум приходит Лондон. И действительно, самолет чуть менее чем за четыре часа переносит вас в столицу Соединенного Королевства, ибо известный аэропорт «Хитроу» находится практически в черте города. Однако оттуда путь лежал не к Тауэру или Букингемскому дворцу, собору Святого Павла или Трафальгарской площади, а в городок Уокинг. Он - город-спутник, расположенный юго-западнее одного из величайших мегаполисов мира. Точнее даже - не город, но городок, маленький, зеленый и уютный, с узенькими улочками, пабами, красивейшими домиками. В нем-то мы и оказались: о российских гостях позаботился Гордон Солтер, менеджер QED Audio Poducts LTD по продаже продукции на экспорт, встретивший нас в аэропорту и организовавший переезд. Забегая вперед, отмечу: переездов было немало, и все они были абсолютно неутомительными и в высшей степени комфортными, поскольку нет ничего прекраснее перемещений по красивой стране в обществе приятных людей. Но каким ветром нас занесло в Уокинг? Все просто - тут расположены офисы компании QED Audio Products LTD. Разумеется, знаменит городок с почти тысячелетней историей не только этим: тут в XVI веке обитал печально известный Генрих VIII, погубивший двух из своих многочисленных жен. Жили в Уокинге и многие другие, в чьих жилах текла голубая кровь. Тут же разворачивалось действие знаменитой книги писателя-фантаста Герберта Уэллса «Война миров», написанной в 1898-м. В подтверждение - памятник, футуристическая фигура инопланетянина, в центре города, напоминающая о том нашествии марсиан. Однако это все уже в далеком прошлом, а ныне Уокинг является домом для команды «Формулы-1» «Макларен-Мерседес». Кстати, следы этой надписи можно было наблюдать на крыше офиса, в который недавно переехала компания QED. Там же мы узнали, что отныне QED - подразделение Armour Group, называющееся HED (Home Electronics Division), в состав которого, в свою очередь, входят уже упомянутая фирма, равно как и VEDA, GOLDRING и IMI. Всего на этот холдинг в самой Англии трудятся около 300 человек, продукция экспортируется более чем в 50 стран мира, среди которых Россия занимает далеко не последнее место. Продажа компании ее основателем Бобом Абрахамом привлекла дополнительные средства и позволила расширить производство. К счастью, этот человек, занимающий нынче пост бизнес-директора, несмотря на занятость, нашел время, чтобы дополнить увлекательный рассказ мистера Солтера и поведать читателям «Эры DVD» (к слову, знакомым с кабелями QED куда лучше, чем с историей и философией компании - авт.) не только о прошлом и настоящем фирмы, но и некоторых особенностях производства кабелей и рынка Hi-Fi-техники.

                                        

                Основатель QED - Боб Абрахам                                                                   Гордон Солтер                                                                                                                                                                                             демонстрирует образцы продукции QED

 

- Расскажите, пожалуйста, об истории создания вашей фирмы.

Все началось в 1973 году, когда ваш покорный слуга с другом по имени Иэн Вайн открыли свое дело. Тогда мы еще слабо представляли себе, чем именно будем заниматься, но одно знали наверняка: это будет Hi-Fi-продукция. Правда, имелась и проблема: у нас не было денег. Так что единственное, что мы могли себе позволить, так это производство не самой техники, а аксессуаров к ней. И первые изделия под маркой QED были созданы мной лично, а Иэн занимался их продвижением на рынке. Дальше - больше: люди, узнав, что есть такая фирма, стали просить нас изготовить то или иное, ассортимент расширялся. А где-то в 1976-77-м рынок претерпел серьезные изменения, люди стали осознавать: главное в аппаратуре - не технические параметры, а то, как она звучит.
Мы посмотрели на этот вопрос несколько иначе: главное - как компоненты стереосистемы скоммутированы между собой. Поэтому решено было создать кабель, который обеспечит высококачественное соединение. Им стал акустический кабель - модель «79», популярная и по сей день. Сие изделие подняло имидж QED на качественно новый уровень. В начале восьмидесятых многие компании, занимавшиеся выпуском аксессуаров, стали столь амбициозными, что старались максимально расширить перечень выпускаемой продукции. Доходило чуть ли не до того, что фирмы, выпускавшие аксессуары к автомобилям, всерьез подумывали о выпуске самих автомобилей. Так вот, обычно такие попытки заканчивались неудачами. Мы решили, что попытаемся на рынок компонентов Hi-Fi. Мы даже наняли инженера-конструктора. Результатом его работы стал наш первый интегрированный усилитель мощности. Впоследствии в ассортименте компании появился радиотюнер. Чуть позже нам пришла в голову мысль: для создания небольшой стереосистемы нам осталось лишь сконструировать проигрыватель виниловых дисков. Проблема заключалась в том, что разработка подобных устройств очень сложна с точки зрения схемотехники. Нам вновь пришлось нанимать специалистов со стороны. Долгое время ничего не получалось, были проблемы с тонармом. Однако к 1986 году мы обзавелись собственной стереосистемой, которая и стала визитной карточной компании. Правда, к концу восьмидесятых в QED осознали, что производство слишком большого числа различных компонентов - дело не особо выгодное. Ведь к тому времени нами выпускались уже не только кабели и аксессуары, но и Hi-FI системы, а также мультирумное оборудование. Становилось все труднее удержаться «на плаву». Так мы пришли к идее посвятить себя двум основным направлениям: производству межблочных и акустических кабелей и мультирумного оборудования, ибо уже тогда было ясно, что за этим будущее - наше будущее. Принятие этого решения далось очень тяжело. Многие, узнав, что выпуск Hi-Fi оборудования под маркой QED прекращается, недовольно разводили руками. Но мы не сомневались, ибо производство Hi-Fi техники становилось все более серьезной задачей. Особенно в Англии, где цены очень высоки. С тех пор наши дела пошли в гору. Бизнес развивается и поныне. Так что сие сложное решение оказалось единственно верным. Это краткий экскурс в историю QED. Ну а что касается настоящего, то в октябре прошлого года компания была куплена и вошла в состав Armour Group.

- Какими вам видятся ближайшие перспективы?

Вообще-то мы много над чем сегодня работаем. В скором времени свет увидит кабель стандарта HDMI. Также мы продолжим совершенствование уже выпускаемых нами моделей соединителей и планируем начать выпуск сетевых фильтров. В общем, планов предостаточно. Что же касается «мультирума», то мы намерены совершенствовать наши модули, выпускаемые под торговой маркой Systemline. В ближайшие два-три года появится новое поколение подобных устройств.

- Как известно, существуют два различных подхода при создании межблочных и акустических кабелей. Первый - сугубо научный. Измерение сопротивления, выбор наиболее «чистых» материалов для проводника и т.п. Второй - псевдонаучный. Здесь роль играют исключительно субъективные слуховые тесты экспертов компании, в то время как конструкция вторична. Какой из принципов проповедует QED?

Обычно мы начинаем работу над созданием кабеля, используя исключительно научный подход. Но необходимо учитывать, что создание технически совершенного соединителя отнюдь не является гарантией великолепного его звучания. С другой стороны, если по каким-либо параметрам кабель будет несовершенен, это точно не поспособствует хорошему звучанию стереосистемы. Так что вслед за научной работой мы всегда проводим слуховые тесты. Есть еще и другая проблема с технически несовершенными проводниками. Они очень зависимы от системы, в составе которой работают, привносят в звучание своеобразную окраску. Мы же стараемся создавать нейтральные кабели.

- Каковы преимущества или недостатки того или иного подхода?

Главный недостаток «метода тыка» заключается в том, что использующие его не сможет вразумительно ответить на простой вопрос: что же в итоге позволило ему добиться хорошего звучания. Это как лотерея. С таким подходом можно потерять массу времени, и даже если в конце концов звучание проводника будет хорошим, его окраска не позволит использовать соединитель в различных системах. Кабели, созданные не по научному принципу, могут вовсе менять звучание стереосистемы. Мы же этого совсем не хотим. Философия QED - создание нейтральных проводников. Преимущество технического подхода заключается в том, что перед аудиотестами мы можем поручиться: кабель создан по всем правилам.

- Что вы думаете о направленности кабеля?

(ехидно смеется - авт.) Мы исследовали этот вопрос, но так и не смогли найти какого-либо научного объяснения, однако я, как «простой» слушатель, должен заметить, что разница есть. Так что вопрос очень справедливый, но при этом безумно сложный.

- Так зачем же эти стрелочки на кабелях?

Я думаю, это продолжает тему, затронутую вами в предыдущих вопросах. Создание направленных кабелей такая же алхимия, как и применение «метода тыка». К сожалению, в этой индустрии слишком многие любят пускать пыль в глаза потребителям. Мы не против, когда другие компании хвастают своими достижениями, однако если суть этих достижений необъяснима, то это, согласитесь, не слишком честное хвастовство.

- Как вы относитесь к «прогреву» кабелей?

Вы знаете, практически любая аппаратура начинает работать в штатном режиме лишь спустя какое-то время после покупки. Однако я не уверен, что прогрев соединителей можно обосновать научно. Как и в случае с направленностью кабелей, мы привыкли доверять цифрам. И если кто-то делает заявление, не имеющее под собой научного обоснования, мы в QED относимся к этому с подозрением.

- В чем основное различие между вашей продукцией и кабелями, которые выпускают конкуренты?

как мне кажется, в основном компании-производители фокусируют внимание потребителей на каких-то эксклюзивных особенностях своих кабелей - одной или нескольких разработках, которые применены в соединителях, разных по классу и цене. Но если вы поглядите на разные по конструкции кабели QED, то увидите, что есть несколько способов достижения результата. Например, модель Silver Anniversary имеет конструкцию, кардинально отличающуюся от X-Tube, который, в свою очередь, так же принципиально отличается от Genesis. Что примечательно, принципы, которыми мы руководствовались при создании всех этик соединителей, едины. Они заключаются в том, чтобы сопротивление, индукция и электрическая емкость проводника были максимально низкими. Как я уже говорил ранее, добившись этого, можно начинать работу по созданию «серьезного» кабеля. В общем, применение правильных технологий, работа, основанная на точном расчете, позволяет нам максимально близко приблизиться к цели. К примеру, X-Tube - огромный шаг вперед по сравнению с Silver Anniversary. Однако Genesis еще ближе к идеалу.

                                         

             Сотрудники научно-технического отдела QED за работой                            Здание тренинг-центра Armour Home

                                                                                                                                                                         в Бишопс Стортфорде

- У вас наверняка есть свои ноу-хау. Не расскажете ли о них поподробнее?

Этот вопрос, пожалуй, лучше задать Стиву Приветту - нашему техническому директору. Именно этот человек создавал все последние модели соединителей QED. Лично мне кажется, что главное заключается в том, насколько в итоге созданный кабель будет хорош с учетом потраченных на него средств. Например, в Silver Anniversary мы использовали высококачественные материалы - в частности, полиэтилен, свойства которого, на наш взгляд, несколько лучше, нежели у ПВХ. В X-Tube применена почти что коаксиальная конструкция, что позволило добиться еще лучшего результата. В общем, если говорить об абсолютных величинах, конструкция Genesis лучше других, но по соотношению цена-качество выигрывает X-Tube. Так что мы стараемся создавать не просто лучшие кабели, но и лучшие кабели для конкретных целей.

- Располагаете ли вы информацией, какие производители аппаратуры рекомендуют использовать акустические и межблочные соединители QED со своей техникой?

Некоторые компании действительно рекомендуют использовать наши кабели, но, по известным причинам, не официально. В частности, фирма Sony относится к нам хорошо, и хотя нигде не написано, что Sony рекомендует соединители QED, персонал компании, занимающийся продажей техники, наверняка порекомендует вам именно нашу продукцию, ибо в их интересах, чтобы комплект высококлассной аппаратуры звучал хорошо.

- И, наверное, последний вопрос: известны ли вам какие-либо звукозаписывающие студии, которые бы использовали ваши кабели в качестве эталонных?

Вроде бы в Лондоне есть несколько таких студий, однако и этот вопрос следует адресовать Стиву Приветту. А вообще, как это ни парадоксально, как раз сотрудники звукозаписывающих студий зачастую не отдают себе отчета в том, что кабели оказывают огромное влияние на качество звучания. «Простые» слушатели куда более придирчивы.

По завершении беседы с Бобом Абрахамом мой путь лежал через весь отдел исследований и разработок, в противоположную часть одного из этажей уокингского офиса QED, где находится кабинет технического директора компании Стива Приветта. По пути в его кабинет взору предстала картина работы научно-исследовательского отдела фирмы. Вообще это - святая святых, предмет особой гордости фирмы, свидетельствующий о ее солидности. В лаборатории нельзя снимать, но для корреспондента российского журнала было сделано исключение. Тут рождаются цифровые и аналоговые новинки, компьютерный «софт», специальные наушники для домашнего кинотеатра (за прообраз для новой модели была взята одна из популярных моделей Sehnheiser), обучаемые пульты ДУ и печатные платы. Всеми этими процессами и руководит человек с забавно звучащей фамилией Приветт. Ему тоже было что рассказать корреспонденту «Эры DVD».

- Боб Абрахам посоветовал обратиться к вам с вопросом о ноу-хау, применяемых при создании кабелей QED. Итак, есть ли у вас секреты?

Для нас очень важно, чтобы кабели QED были нейтральными, то есть чтобы на выходе сигнал был таким же, как и на входе. Многие компании подходят к совершенствованию своих кабелей с позиции улучшения звучания низких или высоких частот, динамики и других отдельных характеристик. Другими словами, они модифицируют аудиосигнал. Наша же философия заключается в том, чтобы на качество звучания не оказывалось абсолютно никакого воздействия. На деле это означает, что если подключить один из кабелей QED к стереосистеме, то ее звучание останется таким же, как и исходящий аудиосигнал от предусилителя на усилитель мощности. Так что если кабель влияет на звучание, то, по нашим меркам, это плохой кабель.

- Стив, ваша идея ясна, однако я слышал, что у QED уже был такой случай, когда в процессе создания кабеля были выявлены различия в звучании двух предсерийных образцов. Один усиливал низкие частоты, второй - оставлял все как есть, однако оба были запущены в производство.

Я не думаю, что все обстояло именно таким образом. По-моему, в зависимости от ценовой категории проводника, он все равно оказывает меньшее воздействие на характер звучания системы. Мы лишь стремимся сделать его максимально нейтральным. Хороший пример - модель XT-400. Мы его неоднократно тестировали самостоятельно и приглашали экспертов со стороны. Большинство слушавших этот кабель так и не смогли определить, включен ли он в систему или же там использовался какой-либо другой эталонный соединитель.

 

                                          

                      Технический директор компании Стив Приветт                                Гордон Солтер проводит экскурсию по фабрике

 

- Сильно ли влияет длина кабеля на итоговое качество звучания?

Лучший кабель - максимально короткий кабель! Безусловно, с увеличением его длины сигнал деградирует.

- Как же вы в таком случае добиваетесь того, чтобы подобные кабели звучали лучше?

Есть ряд негативных параметров, которые мы пытаемся минимизировать. Первый из них - индукция. Если она слишком высока, страдает верхний частотный диапазон - общее качество звучания ухудшается. Мы подбираем геометрию проводников таким образом, чтобы они были расположены как можно ближе друг к другу. Наши конкуренты проповедуют иной подход, располагая проводники на значительном расстоянии друг от друга. Более свободное их расположение снижает электрическую емкость, но увеличивает индукцию.

- Я уже задавал этот вопрос Бобу - задам и вам. Что вы думаете о направленности кабелей?

Лично я не верю, что кабели имеют направленность. По крайней мере, межблочные соединители уж точно. Каким образом можно, чтобы кабель по-разному проводил сигнал в разных направлениях, я понять не могу.

- То есть мы имеем дело с обычным маркетинговым ходом?

Конечно, многие компании делают это для того, чтобы внушить потенциальным покупателям идею об исключительности своего соединителя. Но люди почему-то забывают, что сигнал, который идет по кабелю, - это переменный электрический ток, идущий в обоих направлениях, как от источника, так и обратно. Поэтому у кабеля просто не может быть лучшего или худшего направления - это нонсенс. Да, некоторые утверждают, что якобы в их проводниках имеется особая монокристаллическая решетка. Эти кристаллы они называют маленькими диодами. По ним сигнал вроде бы «путешествует» лучше в одном направлении, нежели в другом. Действительно, если взять кусок меди либо диод и протестировать его специальными приборами, то можно увидеть, что в момент прохождения сигналом так называемой нулевой отметки он несколько изменяется. Но кабели не обладают «диодным эффектом»! В общем, как ни поворачивай кабель - результат будет один. Я думаю, что лучше всего мои слова подтвердило бы какое-нибудь тестовое прослушивание. Посадите разных людей в специально оборудованную комнату и дайте им послушать направленные и ненаправленные соединители - при соблюдении чистоты эксперимента никто и никогда не отличит один «тип» от другого.

- Какое оборудование используется в QED для тестирования кабелей?

Во-первых, это анализатор точности звукового сигнала, позволяющий выявить его искажения и возможные искажения в частотном диапазоне. Во-вторых - определитель временной задержки и высокочастотный модулятор. Таким образом, мы видим, есть ли какие-либо изменения в геометрии или материалах по сравнению с эталонными значениями - все это отражается на экране монитора. Затем наступает черед аудиотестов. В нашей комнате прослушивания имеются эталонные акустические системы марки KEF серии Reference. Также мы используем компоненты Arcam, Rotel, B&W и оборудование тех марок, которыми торгуют наши дилеры.

 

                                       

               «Преподаватели» и «ученики» - фото на память                                      Вручение диплома о посещении тренинг-курсов

                по окончании семинара в Бишопс Стортфорде

 

- Итак, аппаратура каких производителей лучше всего подходит для использования в паре с кабелями QED?

Прежде всего, никогда не следует забывать о простой истине: к дешевому усилителю не стоит подсоединять дорогой кабель. Я думаю, что наша продукция может использоваться с аппаратурой различных производителей и почти любой ценовой категории. Наиболее дорогая система, где могут применяться наши соединители, будет стоить многие тысячи фунтов.

- И последнее: Боб, к сожалению, не смог вспомнить, в каких студиях звукозаписи используются кабели QED.

В нашем отделе по продаже, помнится, даже работал звукорежиссер, который снабжал продукцией QED различные студии по всей Англии. Если бы он был рядом, он бы уж точно вам подсказал! Я знаю, что в Abbey Road, той самой студии, где когда-то записывались легендарные The Beatles, используются наши кабели. Но я уверен - она не единственная из этого числа.

Итак, самый интенсивный день для автора этих строй, первый и, по сути, последний рабочий день, позади. После был осмотр помещений, сборочных цехов, но это уже информация скорее для дилеров, нежели для журналиста и его читателей. Все-таки коммерсанта, наверное, интересуют несколько иные вещи, нежели обычных людей, для кого Hi-Fi - увлечение, а не бизнес. Впрочем, картина увиденного впечатляла. Вполне солидное производство (см. иллюстрации), где каждый занят своим делом, где царит порядок и где были очень рады гостям из России. Гостям, к слову, предстояли еще два напряженных трудовых дня и перемещение в другой старинный английский городок - Бишопс-Стортфорд, близ аэропорта «Стэнстед». Это уже к северу от Лондона, и несколько подальше - знаменитый университетский Кембридж, который находится примерно в сорока километрах от Б.-С. Название свое это место получило в честь лондонских епископов, некогда живших тут и пользовавшихся бродом через речку Сторт. Тут же расположено здание VEDA Training Centre - здесь проводится обучение персонала, торгующего мультирумными системами или занимающегося инсталляциями. Два-три раза в неделю группы по 10 человек под руководством Лоренса Диэрлинга проводят занятия, на которых рассказывается, что из себя представляет оборудование MusiQ и Systemline и как его устанавливать. Уроки-семинары этого джентльмена были увлекательными, однако стоит отметить и факт немалой осведомленности российских гостей, многое знавших до посещения тренинг-центра как о работе инсталлятора, так и о продукции Armour HED и нередко смущавших каверзными вопросами оратора. Впрочем, техническая грамотность соотечественников - давно не новость, хотя еще раз в ней убедиться, да еще и в доме одной из ведущих фирм, выпускающих сложное оборудование, было приятно. Не менее приятным оказалось и быть вовлеченным в процесс обучения инсталляторскому искусству, итогом которого стали дипломы о прохождении соответствующего курса современных наук, выданные каждому члену делегации вместе с памятной футболкой сотрудника компании. Да, в России пока этот бизнес не получил такого развития, как в Великобритании, где, по словам сотрудников Armour HED, уже в ближайшем будущем, с увеличением количества новых построек, планируется продавать подобные мультирумные модули десятками тысяч. Но ведь интересно заглянуть в ближайшее будущее, не правда ли?.. Ну а в последний день было то, с чего начинался этот рассказ. Англия. Лондон. Обзорная экскурсия на знаменитом двухэтажном автобусе по наиболее красивым местам этого великого города, чья история насчитывает без малого две тысячи лет, - принимающая сторона сделала практически все, дабы гости из России совместили полезное с приятным и получили не только практическую пользу от визита на Туманный Альбион, но и эстетическое удовольствие.

Игорь ЗЛЕНКО,
Москва - Лондон - Уокинг - Бишопс-Стортфорд - Лондон - Москва

«Эра DVD» декабрь 2004 г.